ross_russ (ross_russ) wrote,
ross_russ
ross_russ

Categories:

Нечто о кантианской рефлексии


Эмпирическая, логическая и трансцендентальная рефлексия
1. Понимание рефлексии в философии Канта
Кант первым тематизировал рефлексию в философии в разделе КЧР "Амфиболия рефлексивных понятий", где эмпирическая рефлексия противопоставляется трансцендентной. Трактовать рефлексию можно амфиболически (двумя путями):
#1 до-Кантовская
#2 кантианская трансцендентальная рефлексия
1) Рефлексия как компарация
#1 - метод, в котором суждения и понятия соединяются в сравнении: сравнивая
представления, мы образуем суждения, а суждения составляем в понятия. Поэтому
рефлексия #1 - сравнение или компарация. Сравниваются не предметы, но
представления о них. Результат такой рефлексии - тоже рефлексия, т.о. это -
суждение о суждении. Но здесь нет ответа на вопрос, как получаются
представления и как возможен переход от представлений к понятиям. Поэтому
если философия ограничится #1, она не сможет перейти к самим
феноменам/явлениям.
а. Логическая рефлексия - рефлексия есть лишь компарация чистых суждений
(рационализм Декарта и интеллектуализм Лейбница). Существуют пред-понятия
или врождённые идеи.
б. Эмпирическая рефлексия - рефлексия переходит в сферу представлений,
рождающихся из ощущений (сенсуализм Локка). Если признать, что понятия
образуются путём обобщения чувств, они будут индуктивными или
вероятностными.
2) Трансцендентальная рефлексия или рефлексия ^2.
"Рефлексия не занимается самими предметами, но есть такое состояние души, когда наше внимание направлено на выяснение тех условий, благодаря которым мы можем получить понятие. Рефлексия - отношение представлений с понятиями и выяснение этих отношений. Рефлексия есть метод трансцендентальных размышлений".
Т.о., рефлексией мы не обращаемся к самим предметам, но рефлексия есть состояние души или специфическое внимание, благодаря которому мы получаем понятия; средство, которым можно выявить истоки представления. Трансцендентальная рефлексия выясняет условия для образования понятий.
1. Каждое такое выяснение есть рефлексия. Выяснять - значит искать нормативный контекст.
2. Выяснить понятие - указать на причины его возможности, к-е должны быть независимы от индивидуального опыта.
Трансцендентальная рефлексия - характеристика трансцендентального сознания. Априорное сознание не зависит от опыта и это сознание - о условиях опыта, независимых от самого опыта. Этим каждому предмету указывается место в системе априорий (топологический метод).
Логическая компарация всегда уходит от анализа представлений и есть чисто аналитическая, а не философская. Эмпирическая рефлексия так же есть не философия, а естествознание. Поэтому трансцендентальная рефлексия превосходит обе рассмотренные. Цель философии - выяснить условия сознания и

возможности существования любой вещи. Рефлексия становится тотальной и
направляется сама на себя.
2. Трансцендентный. Трансцендентализм. Трансцендентальная рефлексия.
1) Трансцендентальный и трансцендентный
Тгапзсепаеге - траноцйндентно - стоит вне непосредственно данного, нечто сущее
вне опыта (как платоновские идеи или Абсолют схоластов: Тгапзсепае ра1
1Ьзит/Перейди самого себя - бл. Августин).
Для Канта трансцендентный означает непознаваемое (Бог или свобода).
Существует несколько таких понятий:
#1 Независимость от сознания - нечто независимое от акта сознания (гносеология);
#2 Сверхчувственное, непознанное или непознаваемое (теория опыта);
#3 Внемировой (онтология);
#4 Внемировое Божество (теология);
#5 Превышающие отдельные понятия категории (логика)
#6 Превосходящие алгебраические величины - число тс (математика).
2) Трансцендентальный - только философское понятие, состоящее из нескольких этапов:
а) Шаг # 1: трансцендентальное познание
Трансцендентальны все сознания, занимающиеся не предметами, а априорными понятиями о предметах вообще. Этим философия отличается от естествознания. Но каково это значение независящих от опыта понятий ? Как теория об априорных суждениях м.б. теорией представлений ? Какова связь априорного и опыта ? Надо показать, что априорные понятия - необходимые условия опыта. Ь) Шаг #2: условия возможности опыта
Трансцендентально исследование об априорных условиях возможности опыта; транс, сознание показывает функции априорий: 1)априорные суждения, 2) предметы опыта, 3) познание этих предметов. с) Шаг #3: функции познания
Опыт возможен при наличии фактических условий - событий, явлений и т.д. Но транс, философия под условием опыта не подрвйуйевает фактические условия. Транс, сознание - особое сознание бес-преящвтного содержания, процесс познания самого процесса. Условия представлений - само сознание или его функции. Через чувственное восприятие нам дается лишь материал сознания. Чтобы появились представления, необходимы функции сознания, перерабатывающие чувственно данное в представления. Теперь надо доказать, что априорные понятия - именно условие опыта и что в них фиксированы определённые фунуции сознания.
а) Шаг#4: трансцендентальная структура опыта: схема трансцендентального понятия
Функции сознания - условия возможности опыта. Надо найти транс. структуру опыта или понятийную сеть - здесь Кант даёт транс, таблицу. Функции сознания - возможность рассмотрения чего-то. Требуется исследовать возможность субъекта трансформировать полученную информацию в опыт. Т.о. опыт - не просто информация, но уже её обработка. Поэтому существует определённая транс, функция и можно сделать схему транс, суждений: опыт есть оформленная в суждение информация.
е) Шаг #5: доказательство интерсубъективного значения схемы трансцендентального понятия:

I) трактовка опыта
Транс, философия должна также доказать , что транс, схема понятий интерсубъективно значима - "транс, дедукция чистых понятий". Сами объекты реальности становятся объектами лишь попадая в наш опыт, оформляясь в транс. понятия. Кант даёт совершенно новую трактовку опыта: опыт - образование объектов.
и) "канто-коперникианский поворот в метафизическом мышлении"
Предметы "приспосабливаются" к способностям сознания, а не наоборот. Мы познаём предметы не такими, каковы они есть, а такими, какими мы можем их познать. Условия наших представлений есть условия возможности вещей. Это и есть функции сознания, в результате чего рождается и опыт, и предметы опыта.
Т) Шаг #6: синтетические функции познания: "синтетическое единство апперцепции"
Транс, функция сознания есть функция синтеза информации. Опыт основывается на нашей возможности синтезирования. Синтетическая функция основывается на самом сознании (апперцепция). Основа всего синтеза в самосознании. Самосознание - основа любого суждения. "Синтетическое единство апперцепции" основывается на том, что субъекту надо познать себя как такового. Если есть сознание едо, то из этого можно вывести все остальные суждения, т.к. в основе суждений - отношение вещи к субъекту.
3. Трансцендентальная рефлексия и проблемы картезианской рефлексии. 1. Гносеологический статус транс, рефлексии
Транс, рефлексия является эмпирической или когнитивной (сенсибильная или интеллигибельная). Если под рефлексией понимать сознание вообще - она когнитивная, а может быть и эмпирической, как у Локка.
1) С т.зр. трансцендентализма мы ничего не можем сказать об онтологическом статусе предмета;
2) Требуется рефлексия самой рефлексии;
3) Транс, рефлексия есть объяснение условий сознания, а не оно само.
Транс, рефлексия не является познанием, т.к. ею ничего не познают. С её помощью не создают ничего нового, ею просто открывается то, что уже есть. Поэтому Кант критиковал эмпирическую и логическую рефлексии как претендующие на познание вещей. Метод Канта - познание не вещей, а условий -снимает проблему Локка-Лейбница.
2. Гносеологический статус познания "Я" - концепция трансцендентального субъекта
Рефлексивно ли самосознание? Кант считает этото вопрос глупым, т.к. транс, рефлексия не есть познание вещей. Поэтому самопознание - не рефлексивна в трансцендентальном отношении. Её не интересуют ни предметы, ни представления. Субъект (Едо) ни предмет (индивидуум), ни представление (индивидуальное Я), но условия образования и познания представлений предметов. "Я" трансцендентально, а не идеально или реально. "Я" является средством сознания, о котором невозможно теоретизировать. Трансцендентальное Его - вид и способ синтезирований наших представлений, которое всегда проходит апперцепцию, т.е. самоотношение к самому себе. Едо - форма упорядочивания представлений, а транс, субъект - это чистая форма , организовывающая опыт и мир. Содержательно "Я" пусто. СодЯо - транс, субъект, остающийся сам по себе непознаваемым. Транс, субъект - начало любого сознания. Каждое сознание должно начинаться именно со слов сод№о, ведь Кант философствует сквозь призму субъективности.
3. Проблема онтологического статуса трансцендентальной рефлексии
Редукция картезианской проблемы, сделанная Кантом, гласит: к трансцендентальной рефлексии относятся не онтологические или гносеологические альтернативы. Канта интересуют те условия, при которых мы можем считать знаки предметов самими предметами. Т.о. - трансцендентальная рефлексия не познание, а тематизация.
Негативно трансцендентальная рефлексия порождает 4 вопроса:
1) Каким образом возможно описание трансцендентальной рефлексии в качестве деятельности, не являющейся познанием вещей?
2) Как можно понять ситуацию, при которой трансцендентальная рефлексия обусловливает познание предметов?
3) Как мы можем одновременно не тематизировать как познакние предметов в транс, рефлексии?
4) Как возможно окончание результата транс, рефлексии, если она есть самопросвещение индивида?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments